Фрагмент для ознакомления
2
Такая логика психолого-педагогических исследований приводит к выводу, что аддиктивное поведение выступает как категория, охватывающая широкую область явлений и включающая химические (алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение) и нехимические зависимости (лудомания, пищевая зависимость и др.).
В нашем исследовании синдром зависимости оценивается как комплекс поведенческих, когнитивных и физиологических симптомов, который возникает после повторного употребления психоактивного вещества и обычно включает в себя сильное желание его принять; трудности с контролем за его употреблением; упорное продолжение его употребления, несмотря на вредные последствия; предпочтения в употреблении психоактивного вещества в ущерб другим видам деятельности и обязанностям; увеличение допустимых пределов употребления, а иногда и состояние воздержания.
Клинические проявления синдрома зависимости связаны с чувством непреодолимой тяги к табаку; проявлениями неконтролируемого поведения, связанного с приемом психоактивных веществ, признаками толерантности, прогрессирующим пренебрежением альтернативными удовольствиями или интересами из-за употребления психоактивного вещества и т.д.
Основываясь на анализе клинических проявлений табачной зависимости, мы подчеркиваем, что она формируется не сразу, а только на определенном этапе. Поэтому при планировании профилактических мероприятий следует учитывать возможные негативные последствия влияния социальной среды (родителей, окружения, телевидения, рекламы и т.д.), создающие предпосылки для формирования программы "самоотравления" табаком.
В связи с этим представляет интерес такой фактор развития и поддержания привычки к курению, как социальная обусловленность [17]. Исследователи Л.В. Сенкевич, И.Н. Базаркина, опираясь на концепцию смысла жизни Д.А. Леонтьева, предлагают оценивать возможности профилактики и преодоления аддиктивного поведения через целостное понимание личностных характеристик, ответственных за успешную адаптацию человека, а также совладание с критическими ситуациями и ненормативными кризисами. В качестве основного ресурса для преодоления аддикции исследователи предлагают рассматривать концепцию "жизнестойкости" как развивающуюся систему убеждений, состоящую из таких относительно независимых компонентов, как вовлеченность, контроль, принятие риска, готовность взять на себя ответственность за собственную жизнь [8].
В проанализированной литературе по теме исследования подчеркивается, что при организации профилактической работы педагогу-психологу, социальному педагогу, классному руководителю следует обратить внимание на ряд этапов развития возможной никотиновой зависимости как формы аддиктивного поведения подростка:
1) этап взятия первой пробы, во время которого аддикт находится под влиянием групповых ценностей;
2) стадия поиска аддиктивного поведения, определяемая экспериментированием с психоактивным веществом, закреплением привычки, отнесением субъекта к группе в состоянии веселья, раскованности, обостренного восприятия и т.д.;
3) этап перехода аддиктивного поведения в болезнь под влиянием социальных, социальнопсихологических, психологических и биологических факторов.
Понимая необходимость комплексной профилактики никотиновой зависимости у подростков, важно подчеркнуть, что курение вызывает хроническую интоксикацию организма. Никотин, содержащийся в табаке, относится к классу наркотических соединений и не вызывает состояния эйфории, характерного для других наркотических веществ. Однако его способность вызывать физическую и психическую зависимость такая же, как и у других наркотиков. Формирование никотиновой зависимости подростка связано с его возрастом, частотой курения и "опытом" курения. Чтобы оценить вероятность успешного отказа от вредной привычки, желательно иметь представление о тяжести никотиновой зависимости, времени от утреннего подъема до закуривания первой сигареты и возникновении дискомфорта при вынужденном воздержании, фактах курения членов семьи и ближайшего окружения и т.д.
Показательно, что в реалиях современного российского общества потребление табака является образцом девиантного поведения, однако в массовом сознании подростков умеренное потребление психоактивных веществ выступает как социальная норма, как часть повседневной культуры и образа жизни. Многие ученые утверждают, что ежедневное курение приводит к первичной анестезии. По мнению педагогов и психологов, серьезные опасения вызывают наметившиеся тенденции, связанные с вестернизацией, увлечением массовой культурой, которые влияют на содержание и качество жизни молодого поколения, для которого потребление табака становится социально приемлемым.
Анализируя психологические особенности протекания кризиса подросткового возраста и специфику ближайшего окружения школьников, исследователи отмечают, что курящие подростки, как правило, являются представителями тех семей, в которых курят родители. Известный психолог Л.С. Выготский пришел к выводу, что существует несколько групп интересов подростков. Таким образом, автор, в зависимости от их социальной ситуации развития и мотивов курения, выделил "эгоцентрическую доминанту", "доминанту дали", "доминанту усилий", "доминанту романтики".
Таким образом, угроза формирования никотиновой зависимости у подростка связана со стилем семейного воспитания, отсутствием стабильности, конформизма, неумением управлять собственным эмоциональным поведением и т.д. Влияние референтной группы, доминирование таких мотивов употребления табака, как "желание казаться взрослым", "любопытство", "быть в компании" и т.д. они способствуют постепенному переходу от психологической зависимости к стадии физиологической.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
3. Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 1563-р).
4. Проект Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2017 - 2022 годы и дальнейшую перспективу [Электронный ресурс] Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации: URL : https://www.rosminzdrav.ru/documents/9544%E2%80%8B-proekt%E2%80%8Bkontseptsii%E2%80%8B.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
6. Александров, А.А. Профилактика курения: роль и место психолога / А.А. Александров, В.Ю. Александрова // Вопросы психологии. – М., 2016. - №4. – С. 35-42.
7. Бажина, М.Е., Яремчук, С.В., Яремчук, О.В. Личностные особенности курящих подростков и профилактика курения // Актуальные проблемы психологической безопасности человека в современном обществе. 2010. № 1. С. 231-243.
8. Ванина, А.Д. Математика о вреде курения // Сборник «Мир на пороге перемен: Экономика. Управление. Право». Московская научнопрактическая конференция «Студенческая наука». Под общей редакцией: Ф.Л. Шарова. 2016. С. 244-248.
9. Василькова, Ю.В. Лекции по социальной педагогике / Ю.В Василькова [и др.]- М. : Изд-во ГФ «Полиграф.ресурсы». - М., 2016.- 424 с.
10. Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория / Я.И. Гилинский // Соц. исследования – 2017 г.- № 14.- С.16-18
11. Гориславская, Е.А., Суслов, С.С. Дерматологические аспекты вреда курения // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 7 (23). С. 261-264.
12. Дейнега, В.И., Ляшенко, Н.В.Что мы знаем о вреде курения? // Сборник «Актуальные проблемы воспитания в образовательной среде». Материалы международной междисциплинарной научно-практической конференции. 2017. С. 70-74.
13. Деларю, В.В. Губительная сигарета / В.В. Деларю – М. : Педагогика, 2017. - 54 с
14. Кривонос И.И. Профилактика табакокурения среди подростков // ActaEruditorum. 2018. № 25. С. 86-89.
15. Лалаянц, К. Дорогое удовольствие (о курильщиках) / К. Лалаянц // Наука и жизнь. – 2016. - № 10. – С. 80-83.
16. Левитский, Л.М. Вред алкоголя и никотина: пособие для учителей / Л.М. Левитский, В.С. Язловецкий. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 159 с.
17. Левшин, В.Ф., Слепченко, Н.И. Курение среди врачей и их готовность к оказанию помощи пациентам в отказе от курения // Российский медицинский журнал. 2009. Т. 17. № 14. С. 917-920
18. Соколов Ю. Как отказаться от курения/ Ю. Соколов. – СПб. Питер, 2017. – 79 с.
19. Харчев, А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. / А.Г. Харчев М [и др.]. - СПб: Питер, 2014. – 258 с.
20. Хриптович, В.А. Мотивационные аспекты курения // Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: Материалы международной научной конференции / В.А. Хриптович, М.А. Валитов– Гомель. : Знание, 2014. – С.91-93.